Сретение Господне
Тропарь - жанр церковной
гимнографии, краткое песнопение, выражающее суть празднуемого события.
Ранние тропари писались ритмической прозой, в IV-V вв. появились
стихотворные тропари.
Тропарь, глас 4
Радуйся, Благодатная Богородице Дево, / из Тебе бо возсия Солнце Правды -
Христос, Бог наш, / просвещаяй сущия во тьме. / Веселися и ты, старче
праведный, / приемый во объятия Свободителя душ наших, / дарующаго нам
воскресение.
Кондак - жанр церковной
гимнографии, созданный преподобным Романом Сладкопевцем; в
первоначальном виде представлял собой поэму из 20-30 строф. В
современной его форме кондак - это краткое песнопение, по форме и
содержанию очень близкое к тропарю, так что тропарь и кондак вместе
дополняют друг друга.
Утробу Девичу освятивый Рождеством Твоим / и руце Симеоне благословивый,
/ якоже подобаше, предварив, / и ныне спасл еси нас, Христе Боже, / но
умири во бранех жительство / и укрепи люди, ихже возлюбил еси, Едине
Человеколюбче.
Величание - краткое
торжественное церковное песнопение, поющееся духовенством в центре храма
перед праздничной иконой во время самой торжественной части всенощного
бдения накануне дня праздника. Пение величания подхватывает хор, а затем
и все собравшиеся в храме, и поют его до тех пор, пока священник
совершает каждение всего храма. Величание Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтем Пречистую Матерь Твою, Еюже по закону ныне принеслся еси в храм Господень.
На греческом
Χαῖρε
κεχαριτωμένη Θεοτόκε Παρθένε· ἐκ σοῦ γὰρ ἀνέτειλεν ὁ Ἥλιος τῆς
δικαιοσύνης, Χριστὸς ὁ Θεὸς ἡμῶν, φωτίζων τοὺς ἐν σκότει. Εὐφραίνου καὶ
σὺ Πρεσβύτα δίκαιε, δεξάμενος ἐν ἀγκάλαις τὸν ἐλευθερωτὴν τῶν ψυχῶν
ἡμῶν, χαριζόμενος ἡμῖν καὶ τὴν Ἀνάστασιν.
Ὁ
μήτραν παρθενικὴν ἁγιάσας τῷ τόκῳ σου, καὶ χεῖρας τοῦ Συμεὼν εὐλογήσας
ὡς ἔπρεπε, προφθάσας καὶ νῦν ἔσωσας ἡμᾶς Χριστὲ ὁ Θεός. Ἀλλ' εἰρήνευσον
ἐν πολέμοις τὸ πολίτευμα, καὶ κραταίωσον Βασιλεῖς οὓς ἠγάπησας, ὁ μόνος
φιλάνθρωπος. Сретение Господне символизирует собой встречу Ветхого и Нового Заветов. Епископ Феофан Затворник писал: «В лице Симеона весь Ветхий Завет, неискупленное человечество, с миром отходит в вечность, уступая место христианству…». Отмечается 2 февраля. Русская православная церковь и другие церкви, использующие юлианский календарь, празднуют 2 (15) февраля. Если Сретение Господне выпадает на понедельник первой седмицы Великого поста, что случается весьма редко, праздничное богослужение по Уставу переносится на предыдущий день 1 (14) февраля, Прощёное воскресенье.История празднования
Праздник Сретения Господня возник в церкви Иерусалима
и появился в её богослужебном календаре в IV веке. Первоначально он
воспринимался не как самостоятельный праздник, а как день, завершающий
40-дневный цикл после праздника Богоявления.
Древнейшим историческим свидетельством о празднике является Itinerarium Aetheriae («Паломничество Этерии»), отчёт о паломничестве в Святую Землю женщины по имени Этерия, датируемый IV веком: Сороковой день от Эпифании
празднуется здесь с большою честью. В этот день бывает процессия в
Анастасис, и все шествуют, и всё совершается по порядку с величайшим
торжеством, как бы в Пасху. Проповедуют все пресвитеры, и потом епископ,
толкуя всегда о том месте Евангелия, где в сороковой день Иосиф и Мария
принесли Господа в Храм, и узрели Его Симеон и Анна пророчица, дочь
Фануила, и о словах их, которые они сказали, узрев Господа, и о
приношении, которое принесли родители. И после этого, отправив все по
обычному порядку, совершают Литургию, и затем бывает отпуст. Тенденция к расширению богослужебного прославления событий земной жизни Иисуса Христа получила развитие после Халкидонского собора 451 года, на котором было анафемствовано монофизитство.
В качестве самостоятельного праздника годового календаря Сретение
утвердилось в Римской церкви в конце V века, а в Константинопольской в
первой половине VI века.
|