Братья и сестры, рады Вас видеть на сайте нашего храма

Балашиха

ГЛАВНОЕ МЕНЮ
СОБЫТИЯ

 

СТАТИСТИКА
Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
ФОРМА ВХОДА

НАШЕ ДУХОВНОЕ      НАСЛЕДИЕ

ЧИНОПОСЛЕДОВАНИЕ ВОСКРЕСНОГО ВСЕНОЩНОГО БДЕНИЯ

ЧИНОПОСЛЕДОВАНИЕ ВОСКРЕСНОЙ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ

Подвижники благочестия

Свт. Феофан Затворник

Свт.Василий Великий Беседы на шестоднев

Бытовое восприятие христианства населением.

   Обрядность для любого бытового действия в крестьянской среде была обязательна. В дни чествования какого-либо святого она проводилась с особым отношением, причём самому святому приписывались качества созвучные произношению его имени, а само имя являлось значимым для созвучных бытовых дел. Так в день Захария Серповидца (8 февраля) женщины доставали серпы и, молясь, окропляли их «святой» водой. В день памяти мученицы Агафьи (5 февраля) принимали предохранительные меры от падежа скота – убирали в хлевах старыми лаптями, пропитанными дёгтем – на такие действия их толкала не добрая примета «На Агафью коровья смерть по сёлам ходит» (хотя в переводе с греческого её имя означает – добрая). На Власия (11 февраля) тоже окропляли скот «святой» водой, опахивали сёла от «коровьей смерти». День праведной Елисаветы (5 сентября), которая, по представлениям крестьян, предсказала деве Марии рождение Христа, считался удачным на предсказания. В этот день посещали ведунов и гадалок. В день Усекновения головы Иоанна Предтечи запрещалось рубить капусту, копать картофель, не рвать яблок. «На Федору (27 мая) не выноси из избы сору» и женщины боялись в этот день подметать полы. «Мавруша (мученик Мавр, 3 мая) – покушай, а Маковей (семь мучеников Маккавеев превратились в имя, 1 августа) – поговей». Маккавей созвучно слову мак. Отсюда пошло правило в этот день святить мак. Обрядность осуеверенных христианских праздников передавалась из поколения в поколение.

   Ярким примером наложения бытовой стороны жизни народа на все христианизмы является церковный календарь с именами «святых» и перечнем церковных праздников. Он без всякого почтения к ним был переделан крестьянами на свой лад. «Святцам» придали смысловые значения, содержащие погодные и хозяйственные сведения, предания и заветы, рецепты и приметы. Их смысловое значение народ сопроводил присловьями, прибаутками, поговорками, пословицами и обрядами. Такой календарь был полезным, он указывал, что надо делать на Егория, на Мавра, на Петра и в другие дни, остальное их затрагивало «по стольку – поскольку».

   Духовные подвиги святых были опущены на «грешную землю» и привязаны к обыденной жизни. Имя Тихон (16 июня) (производное от греческой богини удачи Тихе) передаётся как «тих он». Появились соответствующие пословицы: «На святого Тихона солнце идёт тише», «На Тихона певчие птицы затихают». В день пророка Наума (1 декабря), на Наума-грамотника начиналось обучение в школах. К звучанию имени («на ум») и поговорка: «Пророк Наум наставит на ум», хотя в переводе с еврейского его имя означает — утешитель. На основе такой звуковой ассоциации дана оценка подавляющему большинству имён: «На Конона Грядия (5марта) копают гряды в огороде», «Пришёл Евсей (28 апреля) – овсы отсей», «Василий Парийский (12 апреля) землю парит», «На святого Пуда (15 апреля) доставай пчёл из-под спуда», «На Прокла (21 апреля) проклинают нечистую силу», «Святой Сила (30 июля) подбавит мужику силы», «Придёт Покров (1 октября) – девке голову покроет», «Фёдор Студит (11 ноября) – землю студит».

   Подытоживая сказанное по поводу взаимоотношений православия и населения и, приведя всего лишь малую толику свидетельствующих источников, напрашивается вывод, что у основной массы прихожан не были сформированы ни библейские воззрения на мир, ни целостное представление о Боге, какими они выглядели в христианском учении.

   Существует огромная разница между религиозными представлениями людей сто лет назад, не говоря о более далёком времени, и сегодняшним днём. Нельзя оценивать и идеализировать состояние религиозного мировоззрения в прошлом по наличию в то время большого количества церквей.

Зачем освящали мёд.

   Теперь вернёмся к истории Медового Спаса. Как же мёд угодил на этот праздник?

   Угодил он в силу своих лечебных качеств. Дело вот в чём. В народной среде источником болезней в основном считалась «нечистая сила». Самым действенным средством, упреждающим её злодеяния, считались молитвы и наговоры. Молитвами и наговорами лечили и людей и домашний скот. Главная сила врачевания приписывалась словам заговора, целебные свойства снадобья приобретали силу только после наговора на них. С установлением христианства с защитительными молитвами стали обращаться к заступничеству «крестной силы». Против «неведомой силы» обращались к святым заступникам: в случае засухи – к пророку Илье, при наводнении – к чудотворцу Николаю, при пожаре – к Богородице, «Неопалимой Купине» и т.д.

   Православное торжество Изнесения (происхождения) Честных Древ Животворящего Креста Господня совпадает по дате с празднеством Всемилостивому Спасу Христу Богу и Пресвятой Богородице. Как раз во время празднования Изнесения (происхождения) Честных Древ Животворящего Креста Господня осуществляется обряд освящения воды. Одновременно освящались мёд, лекарственные травы и мак. После чего, в представлении крестьян, наступало действие защитительной «крестной силы», которой освятили продукты. Таким образом, все эти лечебные средства приобретали дополнительную чудодейственную силу. Нам понятно назначение «святой воды», мёда и лекарственных трав. Они применялись для избавления страждущих. А как же мак? Мак тоже «помогал». Им посыпали дома снаружи и внутри от проникновения нечистой силы. (Про мак уже упоминалось. Он связан с этим днём вследствие почитания в это же число мучеников Маккавеев). В честь праздника, конечно, после освящения продуктов старались вволю полакомиться сладкими блюдами, приправленными мёдом и маком.

Медовый Спас и пчеловодство.

   Современное представление о том, что мёд отбирали у пчёл именно после Медового Спаса не совсем верно. Это как-то ещё может относиться к Волго-Вятскому региону. В местностях, южнее столичного района отбирали мёд, как в начале июня, так и в августе. А в западных областях – в конце июня. Если переместиться на восток к башкирам и татарам, там вообще представления о Медовом Спасе не имели. На Кавказе то же самое. Этот церковный праздник не оказывал существенного влияния на время отбора мёда в старые времена. Он укреплял веру крестьян в лечебные свойства мёда и придавал ему магические качества после того как целебное средство освящалось в храме.

   Этот нюанс имел действительно большое значение. Праздники, сопряжённые с освящением воды, продуктов и прочего являлись самыми нужными. Их ценность была велика для каждой семьи. Боязнь сглаза и порчи была самым распространённым опасением. Поэтому каждый хозяин, стараясь защитить свою семью и скот, не полагался на других, а сам заранее принимал все необходимые меры. В том числе готовились все атрибуты для будущих домашних обрядов, припасались травы и прочие лечебные средства. Мёд хозяева заранее покупали или меняли у пасечников. Сами несли его в храм. Они должны были быть уверены, что их посудинка с мёдом освящена. Мёд использовали так же в качестве фетиша. Соты символизировали дом пчёл, которые таскают «богатство» в своё жилище. Освящённый кусочек сот с мёдом хранили дома в надежде укрепления достатка. Хозяева не могли доверить постороннему такое ответственное «дело» (освятить в храме свою безопасность). Они должны присутствовать там сами. Другое дело, пасечник. Он шёл в храм со своей дополнительной молитвой о сохранении пчёл. Освящал соты и мёд как, для своего потребления, так и в качестве оберега для пчёл.

   Это ещё один довод, касающийся времени откачки мёда. Мёд в старые времена не «дожидался» в бортях и колодах Медового Спаса. Он выкачивался гораздо раньше в соответствии с особенностями пчеловождения в каждом конкретном регионе, после чего освящался в церкви и использовался для домашних нужд. 

Почему обряд освящения мёда закрепился за Медовым Спасом.

   Как же обряд освящения воды христианского праздника Изнесения (происхождения) честных древ Животворящего Креста Господня, получил «сладкое» имя и соединился с чествованием Спасителя? Здесь ответ прост. Фактически до XIX века русское православное духовенство в своей массе было полуграмотным. На должность священника кандидат проходил курс духовного училища или просто получал домашнее образование. После чего сдавал испытание в пении, чтении и письме. И всё! Ни о каком знании догматов христианского вероучения и знании «Божественной истории» и речи даже не шло. Такой священник сам жил по народным «святцам» и должного представления об этих самых христианских догматах не имел. При поддержке Екатерины II начали развивать духовное образование. Только император Павел I, а затем Александр I смогли потребовать от Церкви чтобы кандидаты на церковные должности имели обязательно полноценное школьное (всего лишь) образование. Не далеко ушло получение церковной грамоты дворянством. Только в 20-х годах XIX века в светской школе стали преподавать (для дворян) закон Божий, и то, в основном катехизис, а до этого ограничивались божественной историей. С этого же времени в церквях начали просвещать крестьян. В таких «жёстких» для богословия условиях всё, что угодно могло закрепиться за любым церковным праздником (и закреплялось). Простой священник не то, что не старался противостоять. Наоборот был даже рад этому. Чем проще название праздника, тем лучше это и для полуграмотного священника. Богословский смысл многих праздников, зачастую был не понятен и низшему духовенству. Сопротивление высшего духовенства проявлениям язычества до низов не доходило. Да, ни кто таким мелочам и не противился. Так и остался Спас Медовым. Переубедить человека, как Вы сами понимаете, дело архисложное. Если, что-то усвоилось от предков, то это уже не «выковырнешь». Лучше приспособить. Вот такая история у Медового Спаса.

   Медовый Спас и сегодня играет ту же самую роль, что и раньше.

   Люди освящают мёд с верой в усиление его лечебных качеств.

   Люди верят. Помоги им, Господи, в вере их.

ПРАВОСЛАВНЫЙ     КАЛЕНДАРЬ





БОГОСЛУЖЕБНЫЕ     УКАЗАНИЯ

ЗАПИСКИ В ХРАМ

Как правильно подавать записки
«О здравии» и «О упокоении»

   

 

РЕКОМЕНДУЕМ
  • Свято-Троицкая Сергиева Лавра

  • Псково-Печерский мужской монастырь

  • Апокалипсис

  • Хозяйке на заметку

  • ПОГОДА В ГОРОДЕ

    Яндекс цитирования

    Помощь храму

    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz
                                При использовании материалов активная ссылка на сайт www.ekathram.ru обязательна.
                                © 2013-2019. All Rights Reserved. Design - NStudioS