Балашиха

ГЛАВНОЕ МЕНЮ
СОБЫТИЯ

 

Христос воскреесе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав!


СТАТИСТИКА
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
ФОРМА ВХОДА

НАШЕ ДУХОВНОЕ      НАСЛЕДИЕ

ЧИНОПОСЛЕДОВАНИЕ ВОСКРЕСНОГО ВСЕНОЩНОГО БДЕНИЯ

ЧИНОПОСЛЕДОВАНИЕ ВОСКРЕСНОЙ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ

Подвижники благочестия

Свт. Феофан Затворник

Свт.Василий Великий Беседы на шестоднев

   Православное учение об освящении человека посредством Таинства Евхаристии прямо следует из учения о Евхаристии Самого Христа Спасителя: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6, 56). Таким образом, святость Самого Христа Бога является источником освящения для всякого приобщающегося Его Святых Тела и Крови, для всей Церкви, соделывающим ее «царственным священством, народом святым» (1 Пет. 2, 9).

   Возглас С миром изыдем служил в древности знаком окончания литургии. Народ, отвечая: О Имени Господни (то есть с Именем Божиим в душе, с миром Христовым в мысли и сердце), исходил из храма. В дальнейшем в Церквах Православного Востока к чину литургии добавились молитва заамвонная, как бы подытоживающая содержание молитв литургии, и молитвословия отпуста.

   Священник, выйдя к амвону царскими вратами, читает заамвонную молитву, испрашивая у Господа благословения народа и его освящения, сохранения Церкви, дарования мира миру, исповедуя, что всякий дар благой подается только от Бога.

   Хор после заамвонной молитвы поет: Буди Имя Господне благословено отныне и до века, и Церковь напутствует своих чад словами 33-го псалма.

   Служебник предписывает священнику во время пения 33-го псалма раздавать молящимся антидор. В некоторых храмах и обителях этот обычай сохраняется поныне. Антидором называются части от богослужебной просфоры, из которой был изъят литургийный Агнец. Антидор – не простой хлеб, но освященный на проскомидии священнодействиями, связанными с воспоминаниями Рождества и страданий Господа Иисуса Христа, крестным знамением и речениями Священного Писания о Христе – Агнце Божием. Поэтому церковное правило предписывает с благоговением относиться к антидору, принимать его натощак и запрещает преподавать его некрещеным. Раздаяние антидора народу служит напоминанием древних трапез братолюбия, или вечерей любви – агап, известных со времен апостольских (1 Кор. 11, 20; Иуд. 1, 12).

   Греческое слово «антидор» по-русски означает «вместодарие», поэтому антидор, как и святая Богоявленская вода, не может заменять Причастие.

   На отпусте литургии священник поминает имена святых, память которых праздновала в этот день Церковь, и творца литургии. Хор поет многолетие Святейшему Патриарху, епархиальному архиерею, братии храма и всем христианам. Все молившиеся за литургией подходят к священнику и целуют крест – знамение Христовой победы над смертью.

   Причастившиеся Святых Христовых Тайн должны со вниманием выслушать благодарственные молитвы по Святом Причащении.

   Затем начинается ектения Вся святыя помянувше... «Святыми» в первые века христианства называли вообще всех христиан, по святости Церкви, членами которой они являются, по святости христианской веры, по стремлению последователей Христовых к богоугождению, по отличию (избранию их) от мира, который «лежит во зле» (1 Ин. 5, 19). Апостол Павел называет христиан «возлюбленными Божиими, призванными святыми» (Рим. 1, 7).

   Помянув всех святых христиан – усопших и живущих, – возносим в ектений молитву к Богу О принесенных и освященных Честных Дарех... Дары уже освящены, и теперь Церковь молится об освящении нас ради принесенных Святых Даров (Бескровной Жертвы): ...да Человеколюбец Бог наш, приемь я (их) во святый пренебесный и мысленный Свой Жертвенник в воню благоухания духовного, возниспослет нам Божественную благодать и дар Святого Духа...

   Жертвенник пренебесный и мысленный. О нем говорит апостол Павел: «Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного (устроенное), но в самое Небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие» (Евр. 9, 24). Туда восходят наши молитвы (Откр. 8, 3, 4), и оттуда Бог посылает благодать и дар Святого Духа, о котором мы молим в следующем прошении. «Благодать освящает нас через Дары, если найдет нас способными к освящению».

   В конце ектений священник испрашивает у Господа: Сподоби (удостой)нас призывать Тебя, Небесного Бога Отца, словами молитвы Господней.

   В ответ на воззвание священника весь стоящий в храме народ с верой, надеждой и сыновней любовью поет: Отче наш...

   Молитва «Отче наш» называется Молитвой Господней потому, что ее даровал нам Сам Спаситель мира Господь Иисус Христос (Мф. 6, 9-13; Лк. 11, 2-4).

   В словах Отче наш, Иже еси на Небесех... свидетельствуется истина о том, что Бог – Отец всего существующего. Он не только создал вселенную, весь мир – материальный и духовный, видимый и невидимый, но, как Отец, любит Свое создание, промышляет, заботится о нем и ведет к намеченной Им цели, к добру и совершенству.

   В Молитве Господней всего семь прошений – то, о чем надлежит нам всегда просить Отца нашего Небесного.

   По окончании пения Молитвы Господней священник в возгласе славит Бога, в Троице поклоняемого. Смысл этого славословия в том, чтобы мы, прося у Отца Небесного Его богатых и неизреченных милостей, воздавали достойное поклонение Богу Отцу, Единородному Его Сыну и Единосущному Духу и утверждались в надежде, что Он дарует нам просимое, потому что все это в Его власти и относится к Его славе.

   На Евхаристии – перед явлением Спасителя народу в Святых Тайнах, перед причащением Его Тела и Крови – молитва к Отцу Небесному имеет особое значение. В евангельской притче блудный сын возвратился к отцу со словами: «Отче! я согрешил против Неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим». И отец, радуясь его покаянию и возвращению, устроил пир (Лк. 15, 21–24). Так и ныне наш Отец Небесный – Бог созывает нас на Вечерю-Евхаристию, за которой мы освобождаемся от греха и обретаем любовь Отца. Воспевая в этот момент литургии с особенным торжеством молитву к нашему Отцу Небесному, мы просим Его удостоить нас причастия Хлеба насущного.

   Затем в тайной молитве священник благодарит Бога за то, что Он создал мир и привел нас от небытия в бытие, просит Господа дать по потребности каждого из нас, исповедуя, что Бог – Врач душ и телес наших и что дерзновение молиться к Богу Отцу мы обрели ради Спасителя мира – Единородного Сына Божия.

   После возгласа Благодатию и щедротами... священник начинает читать молитву пред раздроблением Агнца, призывая имя нашего Спасителя:Вонми, Господи Иисусе Христе Боже наш... и прииди во еже освятити(чтобы освятить) нас...

   Диакон крестообразно препоясывается орарем, подобно Серафимам, которые предстоят Престолу Славы Господней, закрывая свои лица крыльями, благоговея перед сиянием Божества, и возглашает: Вонмем!Священник возносит вверх Святой Агнец, восклицая: Святая святым!

   Святой Николай Кавасила пишет: «Священник возглашает Святая святым. Он как бы говорит: вот Хлеб Жизни... Святое дозволяется только святым. Святыми же называет здесь не только совершенных в добродетели, но и всех тех, которые стремятся к тому совершенству, хотя еще и не достигли его. И этим ничто не препятствует освящаться через причащение Святых Тайн и в этом отношении быть святыми».

   Со смирением отвечает Церковь: Един Свят, един Господь Иисус Христос... «Никто, сам от себя, не имеет освящения, и оно не дело человеческой добродетели, но все – от Него (Христа) и через Него... Единый Святый... хотя является во многих душах и показывает многих святыми, тем не менее, Один только свят...».

   Священник преломляет Святой Хлеб, произнося слова: Раздробляется и разделяется Агнец Божий... По этому священному действию литургия в древности называлась «преломление Хлеба» (Деян. 2, 46).

   В молитве священника при раздроблении Агнца исповедуется непостижимая умом тайна, что Тело Христово остается целым (раздробляемым и неразделяемым) и в каждой частице его содержится вся полнота Таинства.

   В алтаре с затворенными царскими вратами и задернутой завесой, в знак таинственного присутствия Божества, причащаются священнослужители, как апостолы Христовы на Тайной Вечери (Мф. 26, 20-29).

   Хор в это время поет причастный стих, связанный по смыслу с читавшимися за богослужением Апостолом и Евангелием. В стихе говорится кратко о празднуемом событии. В воскресный день Церковь воспевает славословие Воскресшему Спасителю мира: Хвалите Господа с Небес, хвалите Его в вышних (Пс. 148,1).

   Затем, по установившейся традиции, хор исполняет какое-либо соответствующее празднику песнопение, читаются молитвы ко Святому Причащению.

Екатерининский храм в Балашихе
ПРАВОСЛАВНЫЙ     КАЛЕНДАРЬ





БОГОСЛУЖЕБНЫЕ     УКАЗАНИЯ

ЗАПИСКИ В ХРАМ

Как правильно подавать записки
«О здравии» и «О упокоении»

   

 

РЕКОМЕНДУЕМ
  • Свято-Троицкая Сергиева Лавра

  • Псково-Печерский мужской монастырь

  • Апокалипсис

  • Хозяйке на заметку

  • ПОГОДА В ГОРОДЕ

    Яндекс цитирования

    Помощь храму

    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz
                                При использовании материалов активная ссылка на сайт www.ekathram.ru обязательна.
                                © 2013-2019. All Rights Reserved. Design - NStudioS