Неделя 8-я по Пасхе. День Святой Троицы. Праздник Пятидесятницы.
Тропарь и кондак Праздника
Сей праздник установили апостолы. Он относится к двунадесятым переходящим праздникам. В этот день мы вспоминаем сошествие на апостолов Святого Духа, что произошло в воскресенье на 50-й день по Пасхе. Поэтому праздник и называют Пятидесятницей. В этот день была явлена тайна Святой Троицы, Единой в трёх Лицах: Бога Отца Вседержителя и Творца, Бога Сына, Спасителя от порабощения диаволу, и вот - Бога Духа Святого, Утешителя, сошедшего на апостолов. Поэтому этот праздник называется Днём Святой Троицы.
После Сошествия Святого Духа апостолы внутренне преобразились. Вспомним непонимание учениками Господними слов своего Учителя, их отчаяние после Его крестной смерти, их сомнения в Его Воскресении. Теперь они стали иными - людьми крепкой веры, неутомимыми проповедниками Слова Божия, готовыми к любым испытаниям и к мучительной телесной смерти ради веры. Святой Дух дал апостолам благодать священства для устроения Церкви на земле, силы и разум для проповеди Слова Божия по всему миру и множество других благодатных даров. В этот день по проповеди апостолов к ним присоединилось множество иудеев. Этот день считается днём рождения Новозаветной Церкви. Этим событием завершается дело спасения рода человеческого. "Чему быть благоволил Бог-Отец, что исполнил в Себе Сын Божий, - то присвоить верующим снисшел ныне Дух Святой" (Еп. Феофан Вышенский). По преданию, на месте сошествия Святого Духа на апостолов устроен был первый христианский храм, который был в 4 в. возобновлён св. Еленой.
Апостолов слушали люди, собравшиеся в Иерусалиме со всего мира, говорящие на разных языках. Но все они понимали апостольскую проповедь. Это чудо знаменовало распространение апостольской проповеди и Церкви по всему миру. Само слово "Церковь" означает "Собрание". Так был указан путь к единению всех людей, преодоления того непонимания, которое возникло после вавилонского смешения языков. Поэтому мы поём в кондаке праздника (слова в квадратных скобках даны для пояснения): "Когда сошёл Всевышний и смешал языки [в Вавилонском столпотворении], то этим Он разделил народы. Когда же Он раздал огненные языки [в день Пятидесятницы], то всех призвал к единству; и мы единогласно славим Всесвятого Духа".
Этим праздником завершается важнейшая часть года, начавшаяся Неделей мытаря и фарисея - 120 дней! В течение этого времени мы шли через покаяние, через Великий пост, через торжество Воскресения и Вознесения - к этому празднику сошествия Духа Святого и рождения Церкви Христовой. Нам ещё раз был представлен путь в Царство Небесное, и наше дело - выбрать, пойдём мы этим путём или нет.
Так же как Пасха пришлась на время ветхозаветной Пасхи, так и Пятидесятница пришлась на время иудейской Пятидесятницы. У иудеев оба эти праздника относились к основным, именно поэтому они и стекались в Иерусалим со всего мира. В Ветхом Завете Пасха была воспоминанием исхода евреев из египетского рабства, а Пятидесятница была памятью о даровании Богом Моисею Закона - десяти заповедей на Синайской горе. Так и в Новом Завете Пасха стала празднованием смерти и Воскресения Христовых, "исхода" людей из грешного мира в Царство Божие, а праздник Пятидесятницы стал дарованием "нового Закона" - благодати, "ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа" (Ин.1:17).
В этот день впервые после Пасхи поётся молитва Святому Духу "Царю Небесный". А после литургии служится торжественная Троицкая вечерня, во время которой иерей читает на коленях в царских вратах, лицом к народу три молитвы, составленные св. Василием Великим.
Первая молитва - Богу Отцу. Мы исповедуем пред Отцем Небесным наши грехи и просим Его помиловать нас ради великой жертвы сына Его, Господа нашего Иисуса Христа.
Вторая - Господу Иисусу Христу о нас грешных, на земле живущих. Мы просим Господа даровать нам Божественнаго Духа.
Третья - Господу Иисусу Христу об усопших в вере наших братьях, о которых мы также молились в канун праздника, Троицкую родительскую субботу. Мы просим Господа, сошедшего во ад и сокрушившаго силу диавола, упокоить наших усопших отцев и братьев в месте светле, в месте злачне, в месте покойне.
В 1-й понедельник по Пятидесятнице празднуется День Святаго Духа - Духов День, который был установлен Церковью "ради величия Пресвятаго и Животворящего Духа, яко един есть (от) Святыя и Живоначальныя Троицы", в противодействие учению еретиков, отвергавших Божество Святого Духа и единосущность Его с Богом Отцом и Сыном Божиим.
Святой Дух - Третье Лицо (Ипостась) Святой Троицы, истинный Бог, единосущный и равнославный Отцу и Сыну. Как и все Ипостаси Святой Троицы, Святой Дух обладает свойствами присущими только Богу. Святой Дух равночестен в Своем достоинстве Отцу и Сыну, единосущен Им, обладает единой с Ними Божественной сущностью (природой). Как и всем Лицам Святой Троицы, Святому Духу воздаётся единое и нераздельное поклонение, т.е. поклоняясь Святому Духу, христиане поклоняются вместе с Ним Отцу и Сыну, постоянно имея в виду Их общее Божество. От Двух Других Лиц Святой Троицы Святого Духа отличает ипостасное свойство, которое заключается в том, что Он предвечно исходит от Отца. Исхождение Святого Духа не имеет ни начала ни конца, оно вне времени, ибо вне времени существует Сам Бог.
В силу Своего Божественного вездеприсутствия Святой Дух может пребывать и в уверовавшем во Христа человеке, сообщая ему доселе неведомое познание Бога, приобщая его к полноте всеблаженой Божественной жизни. Божественные действия в человеке часто именуются благодатью Святого Духа, поскольку Святой Дух непостижимо вселяется в человека, обитает и пребывает в нем. Вместе с тем, благодатные Божественные действия общи всем Лицам Святой Троицы и пребывание Святого Духа в человеке означает и сопребывание с Ним Отца и Сына - Божественного Ума и Божественного Слова, то есть всей Святой Троицы.
Святитель Николай Сербский. Евангелие о сошествии Духа Святаго.
ПРЕСВЯТАЯ ТРОИЦЕ, БОЖЕ НАШ, СЛАВА ТЕБЕ! |