Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном
Тропарь гл. 3
Да веселятся небесная, да радуются земная, яко сотвори державу мышцею Своею Господь,
попра смертию смерть, первенец мертвых бысть; из чрева адова избави нас и подаде мирови велию милость.
Кондак, гл. 3
Душу мою Господи, во гресех всяческих, и безместными деянми люте разслаблену, воздвигни Божественным Твоим предстательством,
якоже и разслабленного воздвигл еси древле, да зову Ти спасаем: щедрый, слава Христе державе Твоей.
В эту неделю прославляется чудесное исцеление при овчей купели расслабленного, 38 лет томившегося в тяжкой болезни. По объяенению Синаксаря, чудо это празднуется в сию неделю потому, что Христос совершил его во время еврейской Пятидесятницы. В исцелении расслабленного святая Церковь видит изображение обновления жизни всего человечества чрез воскресение Христово. Христос, воспевает она в песнонениях этого дня, от мертвых воста, начаток усопших, перворожден твари, и Содетель всех бывших, истлевшее естество рода нашего в Себе Самом обнови; днесь смерть и ад пленися, род человеческий в нетление облечеся; тем же бдагодаряще вопием: слава, Христе, востанию Твоему.Вместе с этим святая Церковь, напоминая нам о расслаблении нашей души грехами, призывает каждого из нас взывать: в летех многих немощствующую душу мою, Преблагий, исцели, якоже расслабленного прежде, яко да последую Твоим стезям, яже показал еси любящим Тя;" Расслабленного яко воздвигл еси, Христе, расслабленную мою душу преступлении оздрави, и шествовати мне Твоя правые стези споспешествуй.
Так как воспоминаемое ныне чудо было совершено Спасителем при овчей купели, в которую для уврачевания страждущих, ангел Господень на всякое лето схождаше и возмущаше воду, то в некоторых тропарях канона прославляется еще святой архистратиг Михаил. Восхваляя его, как начальника ангелов, предводителя вышних служителей, святая Церковь воспевает его и как наставника заблуждающих и, в виду нашего духовного расслабления, молитвенно взывает к нему: просвещение нам испроси, умири нашу жизнь, напастьми всегда змиевыми и обстояньми жития зыблемую присно, с нами проси нам прегрешений избавление, исправление же жития, и наслаждение благ вечных.
Людям, для которых главное здоровье, потеря его бывает невосполнимой утратой. Жизнь для них становиться безрадостной, невыносимой и лишенной всякого смысла. Но иногда встречаются люди несущие свои немощи безропотно.
Расслабленный не проклинает дня своего рождения, не высказывает хулы, не оскорбляется заданным ему вопросом, не сказал: Ты что смеешься надомной. Но кротко отвечает: Так, Господи. Больной с трудом, но мог еще передвигаться, однако паралич мешал ему первому достигнуть воды, когда Ангел Господень... сходил в купальню и возмущал воду. А помощника у несчастного расслабленного не было, как это часто бывает в нашей повседневной жизни.
Здоровье тленного тела не является для христианина самоцелью. И Святая Церковь, когда молится об исцелении недужного, в то же время просит Бога: Даруй его Церкви Твоей благоугождающа и творяща волю Твою. Исцеленный от язв греховных, от немощей телесных должен не только хранить себя от греха, но и творить волю своего Творца. Ибо вечные муки, ожидающие грешников, значительно хуже всех бедствий, которые обрушиваются на человека во временной жизни.
И ещё этот пример из земной жизни Спасителя нашего показывает, что не должны мы проходить мимо больных людей, особенно пожилых и детей, которые очень нуждаются в нашей посильной помощи: как в быту, так и молитвенных воздыханиях пред Врачем врачей, особенно в эти Святые дни.
Свт. Николай Сербский. Неделя четвертая по Пасхе. Евангелие о чуде в Вифезде.
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! |